зачем проверяют телефоны в метро

Власти Москвы будут отслеживать горожан по смартфонам. Они узнают ваш обычный маршрут и даже немного больше

Мэрия Москвы выделила 155 млн рублей на систему отслеживания пассажиров городского транспорта через их же собственные смартфоны. У города появится сеть устройств, которые будут собирать информацию с гаджетов, а затем передавать в единый центр хранения данных. Разбираемся, что это за технология, какие именно данные она собирает и насколько это законно.

Что произошло

Первым на закупку 220 программно-аппаратных комплексов для новой системы слежения обратил внимание «Коммерсантъ». Согласно условиям тендера, в ближайшие полгода в Москве планируют установить специальную аппаратуру на остановках и уличных информационных стелах. Система будет собирать данные с телефонов прохожих, находящихся в радиусе 50 метров, и сможет формировать отчеты о передвижениях человека за день, неделю, месяц и год. В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы объясняют: это нужно для оптимизации транспортных потоков.

«Узнать подробную информацию о передвижении обладателей мобильных устройств можно через мобильных операторов, но их работа зарегулирована и информацию они дают не с привязкой к конкретной локации, а по крупным квадратам. Новая система, похоже, позволит мэрии самостоятельно, без запросов, узнавать подробную и релевантную информацию о передвижении пешеходов и пассажиров», — рассказал изданию источник, знакомый с проектами по цифровизации Москвы.

Как это работает

У каждого мобильного устройства есть так называемый MAC-адрес. Это уникальный код из букв и цифр. Он присваивается сетевому адаптеру, с помощью которого устройство присоединяется к сетям Wi-Fi или Bluetooth.

Когда смартфон с включенным Wi-Fi попадает в зону действия беспроводной точки доступа, он обязательно связывается с ней и передает MAC-адрес сетевой карты. Беспроводная точка доступа может передать собранные данные на предназначенные для этого серверы.

Скрыть эти данные практически невозможно, правда, некоторые гаджеты в состоянии использовать случайные MAC-адреса во время поиска Wi-Fi-точек (их доля оценивается в 30 % от всех устройств). Но от системы отслеживания это не защищает. Поэтому специалисты по безопасности советуют просто выключать Wi-Fi в телефоне, выходя из дома.

Так еще кто-то делает?

В ЦОДД утверждают, что подобная практика применяется в транспортных системах Сингапура, Лондона и Берлина.

Технология действительно не нова. В Лондоне ее впервые протестировали в конце 2016 года. Почти месяц оператор общественного транспорта Лондона Transport for London (TfL) следил за передвижением пассажиров метро с помощью смартфонов. Эксперимент охватил 54 станции подземки из 270.

В ходе исследования его авторы хотели понять, как ведут себя пассажиры внутри метрополитена. С помощью полученных результатов также намеревались подсчитать необходимое для каждой станции количество сотрудников и спланировать наиболее эффективные схемы эвакуации и определить другие важные параметры.

«»Синие воротнички» могут начать работу рано утром, офисные работники могут уйти ближе к 9 часам утра, а работники сферы обслуживания могут вернуться домой очень поздно ночью, объясняли в транспортной компании. Система расскажет, в какое время начинаются часы пик в разных частях города», — рассказывало об эксперименте издание Wired.com.

По итогам решено было запустить систему слежения за пассажирами по MAC-адресам на постоянной основе. 8 июля 2019 года система заработала на полную мощность. Группа компаний по защите конфиденциальности Big Brother Watch выразила обеспокоенность по поводу этой схемы. «Общественность должна быть полностью проинформирована о том, какие данные будут взяты с телефонов, когда и почему, и напомнить о способности граждан предотвратить это отслеживание, отключив свой Wi-Fi», — цитировало пресс-службу организации «Би-би-си».

Транспортный оператор уверял, что после сбора данные зашифровываются и обезличиваются. Однако в компании признали, что полностью анонимизировать их нельзя. Собранная информация может быть передана полиции и другим третьим лицам, пиcала Daily Mail в день запуска.

Когда это началось

Использовать эту технологию для получения данных стали еще в начале прошлого десятилетия. Американский ритейлер Nordstrom начал тестировать ее в своих магазинах осенью 2012 года, писал The New Yorker. Магазины хотели больше узнать о своих покупателях — сколько пришло, сколько вернулось, сколько времени клиенты провели в том или ином отделе. Примеру Nordstrom последовали другие розничные сети: Family Dollar, Cabela’s, Mothercare, Benetton, Warby Parker.

Внедрение новых маркетинговых технологий происходило на фоне откровений бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена о слежке государства за гражданами. Несмотря на уверения компаний, что данные собираются анонимно, пользователи были встревожены. Уже тогда магазины научились сопоставлять данные с Wi-Fi c номером телефона клиента, если он добровольно оставлял компании свои персональные данные. Это помогало отслеживать историю покупок и формировать для каждого покупателя индивидуальные предпочтения, фактически уравнивая офлайн-торговлю с проектами типа Amazone.

Сбор данных в метро

MAC-адреса собирают и операторы открытых сетей Wi-Fi, в том числе в России. В 2018 году жители мегаполисов начали обращать внимание на то, что в их телефонах появляется реклама кафе или магазина, мимо которого они недавно проходили. Оказалось, что технологию, позволяющую следить за пользователями и предлагать им подходящую рекламу, использует компания «Максима Телеком» — оператор Wi-Fi в метро Москвы и Петербурга, а также в аэропортах Шереметьево и Домодедово и «Аэроэкспрессе».

В мае 2018 года компания официально представила устройство MT_BOX, которое собирает данные об устройствах вблизи какой-либо объекта. Эти роутеры «Максима Телеком» начала продавать малому и среднему бизнесу. Оператор предлагал использовать их для таргетинга рекламы. В компании оценили объем своей базы в 28,5 млн пользователей.

«По каждому пользователю, которого засекает этот сенсор, мы полностью видим профиль: на какой станции метро он живет и работает, какой у него маршрут передвижения по нашей сети, какой спектр интересов, в какую соцдем-группу он попадает», — рассказывала топ-менеджер компании Татьяна Ковалевская.

Это вообще законно?

Сбор информации подобным образом не является незаконным. Ведь речь о передаче персональных данных не идет. Именно поэтому в 2012 году идея Центробанка РФ обязать банки запрашивать и хранить IP- и MAC-адреса клиентов вызвала резонанс в финансовом сообществе. Регулятор считал, что эта мера поможет в борьбе с мошенниками и отмыванием средств. Однако идея не нашла понимания у банкиров. Цифровые адреса «не носят характер индивидуальных и присущих исключительно одному лицу, поскольку данная информация является исключительно технологической и предназначена для предоставления провайдерами услуг доступа к сети Интернет через конкретное электронное устройство», — говорилось в письме Национального платежного совета главе Центробанка.

READ  к чему снится что находишь телефон

Тем не менее отслеживание MAC-адресов, как и любая другая попытка слежки, пугает многих пользователей, признавался «Медузе» директор интернет-бизнеса «Максима Телеком» Артём Пуликов. Неназванные представители той же компании рассказали изданию, что хоть и не без труда, но могут зайти в профиль конкретного устройства, а также, не раскрывая подробностей, сообщили, что к ним обращались из полиции в рамках расследований преступлений.

Источник

Дубликаты не найдены

Нахуй слать, это незаконно.

Вы были на волосок.

Чтобы проверить, не спизженный ли телефон.

А почему ты дефисами не пользуешься?

А кто такие «люди в форме»

Или железнодорожники, или сантехники. Так сразу и не понять по тексту

Немецкие? Наверное записали адрес, вечером зайдут.

В Москве открыли памятник врачам, борющимся с коронавирусом

Статотчетность ЗАГС Москвы, https://data.mos.ru/

Ни к чему не призываю, ни за что не агитирую. Думаю, что публикацию еще одного рекордного месячного показателя, за август, можно ждать после выборов, ну и сентябрьский потом, к ноябрю опубликуют, за период, когда всем пришлось вернуться вместе с детьми, ну и ещё день города и выборы в сентябре. Рекордный будет год.

Маску не надел? В подвал!

В Москве владелица палатки с шаурмой взяла в плен продавца шаурмы из-за несоблюдений мер по борьбе с коронавирусом. Когда в торговую точку женщины пришла проверка, проверяющий увидел продавца шаурмы без маски и выписал женщине штраф на сумму ₽300 тыс. После этого хозяйка заведения пыталась взыскать деньги с рабочего, но не смогла. В итоге она вместе со своим мужем заперла его в подвале, пока тот не выплатит штраф. Однако рабочий пробил стену из гипсокартона и сбежал.

В России осенью разыграют призы по 100 тыс. рублей среди вакцинированных от коронавируса

Правительство России утвердило правила розыгрыша денежных призов среди вакцинированных от коронавируса. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщила в среду пресс-служба кабмина.

О выигрыше можно будет узнать на портале госуслуг. Кроме того, победителей проинформируют посредством push-уведомлений. Результаты лотереи будут опубликованы на ее официальном сайте бонусзаздоровье.рф и в СМИ.

В Москве отменили требование о переводе не менее 30% сотрудников на удаленку

Число новых госпитализаций уменьшилось более чем в 2 раза по сравнению с пиковым значениями второй половины июня. На сегодня в коронавирусных госпиталях занято менее 7 тыс. коек – минимальное количество с начала апреля.

Продолжается массовая вакцинация против COVID-19, число москвичей, получивших первый компонент вакцины, на этой неделе превысило 4,5 млн человек.

Начиная с сегодняшнего дня отменяется обязательное требование о переводе на дистанционный режим работы не менее 30% сотрудников предприятий и организаций, включая работников старше 65 лет и граждан, страдающих хроническими заболеваниями.

В то же время работодателям рекомендуют и в дальнейшем сохранять «удаленку», если это возможно без ущерба для деятельности организаций.

Работодатели по-прежнему обязаны проводить термометрию работников перед началом рабочего дня и ни в коем случае не допускать на рабочие места сотрудников с признаками ОРВИ.

Отменяются все ограничения на посещение зоопарков, включая расположенные в них крытые павильоны.

Вместе с тем, многие профилактические меры пока остаются в силе. По-прежнему нужно соблюдать социальную дистанцию и масочный режим. Нельзя проводить массовые мероприятия. Сохраняются ограничения на посещение театров, концертов и кино.

Источник

Люди в сером. Что требует у пассажиров метро новая служба контролеров «Дозор»

Юлия Сунцова

В московском метрополитене – своя атмосфера. Бригады контролеров с нашивками «Дозор» ходят по вагонам, грубо принуждают пассажиров надевать маски и перчатки, интересуются документами и в случае конфликтных ситуаций сдают их сотрудникам полиции.

Люди в серых формах – действующие сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» (подведомственно Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы). В свои рейды они выходят совместно с правоохранительными органами. Помимо формы клерки снабжены нагрудными системами видеонаблюдения, планшетами и папками с бланками для составления протоколов.

У всех попутчиков в вагоне оказались маски – на себе или в сумках, поэтому бригада «Дозора» на следующей станции покинула вагон мирно и полиции никто передан не был. Но безмолвное недоумение читалось на лицах пассажиров: «еще одна наплодившаяся за счет наших налогов служба по сбору штрафов».

Но, судя по наводняющим соцсети видеозаписям, не все пассажиры готовы молча мириться с требованиями малознакомой службы «Дозор», которую они впервые видят.

Настоящая битва за гражданские права вспыхнула на этой неделе в вагоне московского метро из-за перчаток. Жертву «Дозора» поддержал весь вагон, в итоге люди в формах вынуждены были ретироваться на ближайшей станции.

Началось с того, что женщина-контролер попросила девушку-пассажирку надеть перчатки. Последняя отметила, что поведение сотрудницы изначально показалось ей агрессивным, поэтому она включила камеру на своем телефоне. Вместе с девушкой снимать происходящее стали еще несколько ближайших соседей-попутчиков. Жетон служащей «Дозора» был загражден нагрудной системой видеонаблюдения. Пассажирка попросила соотрудницу в форме представиться и предъявить документы. Контролерша сказала в ответ, что имеет право не показывать удостоверение. Огорчившись, что ее саму снимают за выполнением работы, проверяющая подошла к пассажирке вплотную и стала размахивать папкой перед лицом девушки, стараясь, таким образом, сбить ее телефон и помешать съемке.

О соблюдении социальной дистанции и смысле самого «Дозора», который должен как бы заботиться о снижении рисков распространения инфекции, все как будто забыли.

READ  как взломать вай фай соседа не зная пароль с телефона

В противоположной стороне вагона взбунтовались еще одни женщина и мужчина, окружили сотрудницу и силой великого и могучего русского языка вытеснили ее наружу на ближайшей станции.

У этого видео в фэйсбуке более 3,2 тысяч лайков, 1,7 тыс перепостов и 1,5 тысячи комментариев.

Невольные свидетели сцены вспоминают европейские страны, где во время первой волны коронавируса на входах в метро и в общественный транспорт маски и перчатки раздавали гражданам бесплатно, и в целом было отдано предпочтение сострадающему и помогающему поведению со стороны государственных институтов. А не смогло государство обеспечить своих людей средствами индивидуальной защиты – то его проблемы, и требовать пусть тогда ничего не смеет.

В России маски и перчатки на тех же станциях метро стали продавать. Целая армия сотрудников метрополитена отправляла «забывчивых» пассажиров в эти киоски, а мэрия тем временем отчитывалась о рекордных суммах штрафов, собранных «за нарушение режима самоизоляции».

Около 100 тысяч пассажиров оштрафовано в Москве за езду в общественном транспорте без масок и перчаток за пять месяцев действия масочно-перчаточного режима. С 12 мая оформлено более 95,9 тыс. постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила почти 480 млн рублей, сообщается в сводке ТАСС от 13 октября 2020г.

Удовольствие проехаться без маски и перчаток в московском транспорте стоит 5 тысяч рублей (такой штраф предусмотрен для нарушителей). За день проводится более 100 рейдов – как в метро, так и в наземном транспорте.

Два дня «НИ» пытались связаться с пресс-службой ГКУ «Организатор перевозок». В итоге казенное учреждение отправило писать запрос в адрес вышестоящего Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.

Но интересно другое. Перед ответом на звонок в эту службу включается автоответчик, и каждый звонящий вынужден слушать полутораминутное сообщение, посвященное, главным образом, порядку оплаты штрафов и обжалованию постановлений о правонарушенииях.

Коротко о главном, а точнее – о роли госучреждения «Организатор перевозок», как они сами это видят, как говорится…

В пресс-службе ГУП «Московский метрополитен» порекомендовали обращаться за комментариями по поводу поведения контролеров по адресу, а именно: в ГКУ «Организатор перевозок». Аргументы о том, что действия происходят именно на территории метрополитена и, скорее всего, люди в серых формах «Дозор» не неизвестные граждане, а, как минимум, состоящие со службой метрополитена в тесных рабочих взаимоотношениях, не убедили.

Но каковы границы полномочий у ГКУ «Организатор перевозок?

В целом, такие конфликты между гражданами, пассажирами с представителями городских служб возникают из-за некачественного органа административного управления. Может ли он эффективно контролировать соблюдение написанных норм? Ответ – перед нашими глазами.

Вдобавок ко всему, сами эти нормы плодятся и меняются каждый день, особенно в период эпидемии. Я как юрист каждый день открываю Указы мэра Москвы, потому что чуть ли не каждый день там появляются новые разъяснения – скорость их эволюции, конечно, не может не впечатлять даже людей опытных, добавляет он.

Для фиксации связанных с ограничительными мерами по COVID-19 нарушений органы власти субъектов РФ, каждый регион под себя, придумали свои статьи. В Москве ссылаются на ст.3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). А раз есть новый состав, то есть и новые полномочия, то нужны и новые контролеры.

«Новые Известия» направили запрос в ГКУ «Организатор перевозок» и в ГУП «Московский метрополитен». На момент публикации ответов не поступило.

Источник

«Я полицейский, который проверял всех у входа в метро» Погоня за бабушками, отсутствие инструкций и неработающие QR-коды

Вчера в Москве цифровые пропуска для проезда на общественном или личном транспорте стали обязательными. Проверять их начали у всех пассажиров на входе в метро, и это спровоцировало большие очереди. Днем мэр города Сергей Собянин написал, что «переговорил» с начальником ГУВД, чтобы толпы в метро не собирались. The Village узнал у сотрудника полиции, который занимался проверкой пропусков, как сейчас устроена эта система.

Все на улицу

Все показатели падают. Сейчас отчетный период, все квартал закрывают, а у нас вообще никто не работает по своим направлениям. Самые жесткие дела отрабатываются, на места выезжают следственно-оперативные группы, но из-за коронавируса все пробуксовывает. Следователи жалуются, что не могут ни экспертизу сделать, чтобы отдать дело в прокуратуру, ни в СИЗО человека допросить. Опера почти не работают, потому что они полнедели на патрулях.

Росгвардия для стариков

Все началось недели три назад. Тогда мы занимались анкетированием бабушек и дедушек старше 65 лет. Цель была благая: рассказать, что им опасно находиться на улице. Для отчетности мы заполняли анкеты — спрашивали у них фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, причину нахождения на улице. Даже документы не смотрели — это же бабушки, все к ним вежливо относились. Но чтобы они не ходили по улицам, надо было их напугать. Некоторые начальники районных отделов просили рассказывать старикам, что им не дадут эту надбавку к пенсии, 4 тысячи рублей. Так говорили немногие, но сарафанным радио разошлось, и у пенсионеров сложилось мнение, что у них отнимут либо всю пенсию, либо эту надбавку.

Сейчас к нам добавили ОМОН и Росгвардию. Они выбивают анкеты у стариков

Дня через четыре бабушки реально перепугались. Я подходил к ним, а они в прямом смысле убегали. Один раз я встретил пожилую женщину возле магазина, хотел сказать ей, что надо сидеть дома, а она побежала. Я ускорял шаг — и она ускоряла бег. В итоге я остановился и дал ей уйти, чтобы она тут не откопытилась. Дедушки не называли имя, а вместо этого начинали рассказывать про свою жизнь. Сейчас к нам добавили ОМОН и Росгвардию. Они выбивают эти анкеты: человек в бронежилете вызывает больший страх. Но все равно стариков на улицах не стало меньше, как будто страх очень сладок для них.

READ  как вывести деньги со счета телефона на карту сбербанка теле2

Проверки отдыхающих

Спрашиваю ее причину нахождения на улице. Она отвечает: «Я бегаю». С таким наездом: «Что, б…ь, побегать уже нельзя?»

Но народу на улице очень много. До появления пропусков все говорили: я иду в магазин. В основном все с местной пропиской. Если ее нет, но объяснение хорошее (пошел в больницу, приехал пожить к брату), можно было напугать человека и отпустить. Помню только, что составлял протокол и отводил на опорный пункт девушку. Спрашиваю ее причину нахождения на улице. Она отвечает: «Я бегаю». С таким наездом типа: «Что, б…ь, побегать уже нельзя?» Ты ей объясняешь, что нельзя, но она продолжает вести себя неправильно; я чувствую, что ко мне относятся как к д….у, как будто я ничего не стою.

Таких протоколов было немного. За первое нарушение выписывают штраф в 4 тысячи рублей, за следующие — 5 тысяч. Мы также проверяли парки и скверы. Если человек там находится, ему автоматом полагается административка. Мы подходим, делаем скриншот с «Яндекс.Карт», фотографируем его на месте происшествия — и эти фотографии отправляются в группу разбора, где выписывают штраф.

Во всем этом есть неорганизованность: мы не понимаем, что мы делаем, чего от нас хотят. Людей, которых можно задержать, много, но у нас такой задачи нет. Мы звоним в дежурную часть — там тоже не понимают, что надо делать. Они знают, как оформить штраф, но не понимают, надо ли столько протоколов, хорошо это или плохо.

На входе в метро

Когда ввели цифровые пропуска, добавилась задача их проверять. Если у человека что-то не так, ты ему объясняешь, что надо сделать, иначе завтра другой полицейский оштрафует. Я давал понять: «Ты сейчас наткнешься на следующий пост, они имеют право оштрафовать тебя на 4 тысячи». Но есть куча активистов, которые говорят: это все незаконно. Я их отводил в сторонку и объяснял, что есть проблемы на уровне федеральной власти, но ты сделай код за десять минут, мы его проверим, и все будет нормально.

Нам выдали служебные телефоны — по одному на двоих. В них есть приложение — кажется, раньше через него можно было сообщать о нарушениях ПДД и получать за это бабки. Телефон также имеет доступ в браузер, который сразу перенаправляет на mos.ru. На сайте можно проверить пропуск по номеру, а в приложении — отсканировать QR-код. Мы стояли на входе одной из станций и проверяли всех подряд: документы, наличие пропуска, его действительность.

Методику этой проверки нам никто не давал. Я сам читаю новости мэрии, телеграм-каналы и знаю, что разрешено передвижение по району пешком без пропуска. Но 95 % сотрудников не в курсе, что происходит, они смотрят федеральные каналы. В МВД никто не разжевывает: тебя поставили — делай, но не будь слишком жестким. Ну, спасибо, я не буду жестким, не буду людей наказывать не пойми за что, когда я сам не понимаю, что делать.

Потом сайт тоже лег — ты не мог проверить действительность номера. Люди приходят, ты останавливаешь их и должен что-то изобразить

Я обычно спрашиваю, почему человек вышел из дома. 99 % людей говорят, что работают. Работников магазинов среди них меньшинство. Я чаще встречаю курьеров, много банковских работников, Мосгортранса. Иногда ты понимаешь, что они должны работать, но половина организаций не торгует чем-то важным.

На нашей станции было не так много пассажиров. Но в любой момент люди могли набиться так, что в очереди на проверку стояло человек 20–30. Мы всех проверяли, что-то рассказывали. Через несколько часов работы приложение перестало работать вообще. Мы начали вручную вводить 16 цифр каждого пропуска на сайт mos.ru. Потом сайт тоже лег — ты не мог проверить действительность номера. Люди приходят, ты останавливаешь их и должен что-то изобразить. Мы начали проверять пропуска на совпадение имени с паспортом. Но не все распечатали код с именем, некоторые получили его по СМС. В итоге некоторые пропуска было вообще невозможно проверить. Это шляпошная работа: ты стоишь — и ничего не работает.

Когда перестала работать система, я думал проверять коды со своего телефона, но ссылка недоступна для обычных устройств. Кроме того, приложение не считывает коды из Московской области — просто выдает ошибку. И вот человек стоит, у него есть все документы, даже справка с работы, которая для нас уже неактуальна, и ты такой: «Ты вроде молодец, но я не могу проверить тебя, ну иди».

Вчера мы оформили штрафы на несколько людей, которые не хотели идти на контакт, у них не было ни кода, ни паспорта. Мы объясняем, что без паспорта его можно задержать до выяснения личности. Рядом стоят граждане, ты не можешь сказать: «Ну ладно, иди отсюда чувак, а всех остальных мы посмотрим». Ты звонишь в дежурную часть, просишь составить протокол.

Заразные коллеги

При этом большинство сотрудников не знают, как выписывать штрафы. Среди них есть специалисты уголовного профиля, кадровики, финансисты — они раньше не работали с административкой. Это люди со стороны, которые н…я не понимают, что делать. Им говорят: пошел туда и ходи. Они пытаются все сделать правильно.

На службу мы обязаны надевать маски и перчатки. УСБ приезжает и контролирует это. Правда, перчаток и антисептиков нам не выдают, я беру свои. Масок дают по одной-две на смену, их все время не хватает. Сегодня я девять часов простоял в одной маске. Если я заразный, я могу заразить кучу людей. Если кто-то заразил меня, я заражаю всех остальных.

Источник